Примечания к книге Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде»

Кофе, «Кола», «Пепси», «Симба»: Газированная вода «Симба» производилась в 1960-е и 1970-е годы компанией «Кока-кола» и по вкусу напоминала «Маунтин дью» конкурирующей компании «ПепсиКо». На этикетке «Симбы» был изображен лев.

«Маккласки» снял Пол Уэндкос: Пол Уэндкос (1925–2009) — американский режиссер, чья карьера продлилась с 1950-х до 1990-х годов, а в послужном списке более ста полнометражных постановок и телесерий. Тарантино называл его «Братство колокола» (1970, с Гленном Фордом в главной роли) одним из своих любимых телефильмов.

Он снял «Гиджет», где я должен был играть: «Гиджет» (1959) — подростковая комедия о серферах с Сандрой Ди и Клиффом Робертсоном, положившая начало киножанру «пляжной вечеринки» и послужившая популяризации серф-культуры в США.

Играл в его «Битве за Коралловое море» с Клиффом Робертсоном: «Битва за Коралловое море» (1959) — военная драма о подводниках в японском плену, формально снятая по мотивам сражения между Императорским флотом Японии и силами США и Австралии в мае 1942 года, однако имеющая к нему лишь самое косвенное отношение. Фильм был негативно принят критикой: в одной поздней рецензии японский плен назвали «похожим на дрянной летний лагерь».

Что ты грохнешь своего батю Ральфа Микера: Ральф Микер (1920–1988) — американский актер, наиболее известный по роли детектива Майка Хэммера в культовом нуаре «Целуй меня насмерть» (1955). Считается, что сцена в финале этого фильма могла вдохновить Тарантино на светящийся чемодан в «Криминальном чтиве» (1994). Перед съемками «Однажды… в Голливуде» (2019) режиссер попросил Леонардо Ди Каприо изучить работы Ральфа Микера для понимания образа Рика Далтона.

Моего ранимого братца Майкла Каллэна — не «если», а «когда»: Майкл Каллэн (р. 1935) — американский актер, работавший в самых разных жанрах, от вестерна («Кэт Баллу», 1965) до бродвейской версии мюзикла «Вестсайдская история» (1961), где он сыграл Риффа. Также сыграл у Уэндокса в продолжении «Гиджет», «Гиджет едет на Гавайи» (1961).

А я работал с Эдвардом Г. Робинсоном: Эдвард Г. Робинсон (1893–1973) — американский актер, легенда классического голливудского кино, известный по ролям как гангстеров («Маленький Цезарь», «Ки-Ларго»), так и протагонистов («Чужестранец», «Женщина в окне»).

Изначально ее дали Фабиану: Фабиано Энтони Форте, более известный как Фабиан (р. 1943) — американский певец и актер, в 1950-е и 1960-е — подростковый кумир, не добившийся большого успеха в кино.

Он сломал плечо на съемках «Виргинца»: «Виргинец» — американский сериал в жанре вестерн, выходивший с 1962 по 1971 год. Тарантино называл его одним из источников вдохновения для «Омерзительной восьмерки» (2015). В «Доказательстве смерти» (2007) каскадер Майк рассказывает, что начинал карьеру в качестве дублера одного из второстепенных актеров «Виргинца». Фабиан исполнил роль юноши с шизофренией в эпизоде третьего сезона.

Подарок. От Джозефа Коттена: Джозеф Коттен (1905–1994) — американский актер, участник труппы театра «Меркьюри» своего друга Орсона Уэллса, часто игравший в его фильмах. Поначалу Уэллс называл его главными достоинствами приятную внешность и умение «не врезаться в мебель на сцене», однако со временем признал в нем «блистательного актера комедии».

Выбил ему роли в картинах Серджио Корбуччи и Исиро Хонды: Серджио Корбуччи (1926–1990) — итальянский режиссер жестоких спагетти-вестернов, в том числе культового «Джанго» (1966) с Франко Неро. По словам Тарантино, в фильмах Корбуччи «Запад был самым жестоким, сюрреалистическим и беспощадным местом в сравнении с любым другим режиссером в истории жанра. […] Героев у Корбуччи трудно было назвать героями. В вестерне другого режиссера они бы стали плохими парнями». Исиро Хонда (1911–1993) — японский режиссер, автор «Годзиллы» (1954) и других фильмов о кайдзю; Тарантино называл его «самым любимым режиссером научно-фантастических фильмов».

«Кэпитол Дабл-ю Лайтс»… Но еще «Честерфилд», «Рэд Эппл»: «Кэпитол Дабл-ю Лайтс» и «Рэд Эппл» — вымышленные бренды сигарет, встречающиеся в фильмах Тарантино.

Когда пьяный Ли Марвин: Ли Марвин (1924–1987) — американский актер, известный по ролям крутых парней («Сильная жара», «Убийцы»), с 1960-х — звезда боевиков и вестернов. Во время Второй мировой служил в морской пехоте, был ранен в сражении, во время которого погибли большинство его боевых товарищей. Марвин запоминался своим высоким ростом, ранней сединой и низким голосом. «Спорим, ты большой фанат Ли Марвина?» — спрашивает мистер Блондин у мистера Белого в «Бешеных псах» (1992).

Спроси хоть Гарднера Маккэя: Гарднер Маккэй (1932–2001) — американский писатель и художник, в 1950-е попытавший счастья в кино и на телевидении. Маккэй быстро понял, что актерство «не для него», и лишь периодически возвращался на экран. Так, в 1962 году он отказался от роли в фильме «Что-то должно случиться» прославленного режиссера Джорджа Кьюкора с Мэрилин Монро (картина не была закончена из-за смерти актрисы).

Снялся в серии «Историй Уэллс-Фарго»: «Истории Уэллс-Фарго» — сериал в жанре вестерн с Дэйлом Робертсоном, выходивший на канале NBC с 1957 по 1962 год. В ходе сериала герой встречался со многими историческими персонажами — от грабителя банков Бутча Кэссиди (в исполнении Чарльза Бронсона) до журналистки Нелли Блай. Джесси Джеймса в сериале сыграл Хью Бомонт.

Очень стремным Робертом Тейлором: Роберт Тейлор (1911–1969) — американский актер, прозванный в СМИ «человеком с совершенным профилем». В 1947 году Тейлор, ярый противник коммунизма, выступил на слушаниях Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и назвал несколько имен тех, кого считал имеющими отношения с коммунистами. В конце 1950-х Тейлор, уже утративший прежнюю популярность, неохотно перешел на телевидение, сыграв в 97 эпизодах телесериала «Детективы с Робертом Тейлором» (1959).

Я и Стюарт Грейнджер: Стюарт Грейнджер (1913–1993) — британский актер, прославившийся ролями в мелодрамах военных лет студии «Гейнсборо Пикчерс». К 1950 году перебрался в США, сыграл в серии успешных фильмов студии MGM, дважды оказывался экранным партнером Роберта Тейлора, обзавелся ранчо и разводил скот. В 1960-е вернулся в Европу, где играл во все менее успешных картинах. В конце десятилетия вернулся в Штаты, где снимался на ТВ.

Я и Гленн Форд: Гленн Форд (1916–2006) — канадско-американский актер, известный по нуар-фильмам «Гильда» (1946) и «Сильная жара» (1953), а также драме «Школьные джунгли» (1955). Тарантино пересказывал историю, услышанную от Дэвида Кэррадайна, друга Форда: «В конце шестидесятых Форд дал своим агентам весьма конкретные указания. Он хотел сниматься в трех картинах в год. Он хотел получать 200 тысяч долларов за картину. И *ему было все равно, что это будут за картины*».

Бад Спрингстин: Имеется в виду Роберт Г. Спрингстин (1904–1989), режиссер вестерна «Восстание апачей» (1965), который в начале карьеры часто указывался в титрах как Бад Спрингстин.

Чертов Дикий Билл Уитни: Уильям Уитни (1915–2002) — американский режиссер. Тарантино неоднократно называл его одним из лучших постановщиков экшн-сцен, а впервые увидев его «Историю Бонни Паркер» (1958), воскликнул: «Ого, кто это снял? Я должен увидеть все, что он когда-либо сделал».

Очередная поделка от «Репаблик»: «Репаблик Пикчерс» — основанная в 1935 году кинокомпания, считавшаяся в Голливуде «мини-мейджором». Ее основной продукцией были вестерны, фильмы категории «Б» и сериалы. Одно время звездой студии был Джон Уэйн. Среди наиболее известных картин «Репаблик» — «Тихий человек» (1952) Джона Форда и «Джонни Гитара» (1954) Николаса Рэя. Студия прекратила свое существование в 1967 году.

Я сыграл в его гребаном «Тарзане» с Роном Эли: Рон Эли (р. 1938) — американский актер, с 1966 по 1968 год игравший Тарзана в одноименном сериале NBC, где самостоятельно выполнял трюки. Уже в возрасте пятидесяти с лишним лет отметился в роли Супермена в эпизоде сериала «Супермальчик».

Где Якима Канутт прыгает с одной лошади на другую: Энос Эдвард «Якима» Канутт (1895–1986) — американский актер, каскадер и участник родео, дублер Джона Уэйна, Кларка Гейбла и других кинозвезд. Отвечал за постановку гонки на колесницах в «Бен-Гуре» (1959). Помимо выполнения трюков Канутт разрабатывал приспособления и техники для каскадеров. Уильям Уитни считал, что, «вероятно, никогда уже не будет каскадера, способного сравниться с Якимой Кануттом».

Снимаюсь я в «Речной лодке»: Сериал в жанре вестерн, выходивший с 1959 по 1961 год. Стал прорывной ролью для молодого Берта Рейнолдса, который в конечном счете сбежал со съемок, тем самым на некоторое время подорвал себе репутацию и несколько лет был вынужден, по собственному признанию, «играть злодеев в каждом здешнем сериале».

В кадре — мы с Бертом Рейнолдсом: Берт Рейнолдс (1936–2018) — американский актер, продюсер и режиссер, звезда кино 1970-х. Рейнолдс должен был сыграть Джорджа Спана в фильме «Однажды… в Голливуде», однако умер незадолго до начала съемок от сердечного приступа.

А ведь я работал с Джеком Лордом: Джек Лорд (1920–1998) — американский актер, наиболее известный по сериалу «Гавайи 5-О», который выходил с 1968 по 1980 год. В голливудских кругах у Лорда была репутация трудного артиста. В 2007 году телепродюсеры предложили Квентину Тарантино поставить полнометражную версию сериала «Гавайи 5-О», на что режиссер ответил категоричным отказом: «Я пытался смотреть старый телесериал, но это отстой. Мне даже Гавайи не нравятся».

Ты ведь еще у Джорджа Кьюкора снимался: Джордж Кьюкор (1899–1983) — американский режиссер, классик золотого века Голливуда, поставивший фильмы «Филадельфийская история» (1940), «Газовый свет» (1944), «Моя прекрасная леди» (1964). Секретом Полишинеля в индустрии была ориентация Кьюкора: к 1930-м он стал одной из ключевых фигур в гей-культуре Западного побережья.

Херня из-под коня под названием «Доклад Чепмена»: Мелодраматический фильм 1962 года, в котором психолог Джордж Чепмен (частично списанный с биолога и сексолога Альфреда Кинси) берется за изучение женской сексуальности. По всей видимости, роль Рика Далтона в действительности сыграл Тай Хардин, известный своими ковбойскими ролями. В одном из интервью Тарантино говорил, что «Хардин — прекрасный пример парня вроде Рика Далтона».

Играли я и Ефрем Цимбалист — младший: Ефрем Цимбалист — младший (1918–2014) — американский актер, звезда сериалов «ФБР» (см. ниже) и «Сансет-Стрип, 77» (1958–1964).

Какого хера, я что — Бетти Грэйбл: Бетти Грэйбл (1916–1973) — американская актриса, модель и певица; по опросу Квигли — самая популярная звезда Голливуда с 1942 по 1951 год. Снимки в купальнике сделали ее самой популярной пинап-герл времен Второй мировой — к этому образу и отсылает Рик Далтон.

Это рецензия на «Таннера» в «Кайе дю Синема»:Ооснованный в 1951 году французский журнал, сыгравший ключевую роль в становлении так называемой авторской теории кино. Авторами «Кайе» были Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Жак Риветт и другие режиссеры новой волны. В дальнейшем журнал сохранил влиятельность и выходит по сей день.

Дух из тебя выбивает уже Боб Конрад в узких брючках: Роберт Конрад (1935–2020) — американский актер, певец и каскадер, исполнитель главной роли в сериале «Дикий дикий Запад» (1965–1969), сочетавшем жанры вестерна и научной-фантастики с комедийными элементами.

Как чувствовал себя звезда „26 мужчин“ Трис Коффин: Тристрам Коффин (1909–1990) —американский актер, снимавшийся в вестернах, прославившейся в 1950-е в сериале «26 мужчин» об аризонских рейнджерах.

Я только что закончил съемки в «ФБР» Куинна Мартина: Полицейский телесериал телеканала ABC, выходивший с 1965 по 1974 год. Создавался при непосредственном участии бюро, однако всё равно вызвал негативную реакцию главы ведомства Джона Эдгара Гувера. В действительности роль Рика Далтона сыграл Берт Рейнолдс.

И Кент Тейлор: Кент Тейлор (1907–1987) — американский актер, снимавшийся как в фильмах ведущих студий, так и в продукции категории «Б». Автор комиксов Джерри Сигел использовал его имя при создании Кларка Кента, альтер эго Супермена (Тейлор приходился родственником жене Сигела).

Тебе чуть не досталась роль Маккуина в «Большом побеге»: Приключенческий фильм Джона Стёрджеса 1963 года, снятый по мотивам реального побега военнопленных из немецкого лагеря Шталаг Люфт III в 1944 году. Картина пользовалась значительным успехом у зрителей и в 1970-е постоянно транслировалась на канале NBC. Юный Квентин обожал «Большой побег» и каждый раз смотрел его по ТВ. По воспоминаниям режиссера, трансляция фильма для него «стала чем-то вроде Рождества».

Работать в Индокитае с Робертом Уайзом: Имеется в виду фильм «Песчаная галька» (1966) Роберта Уайза (режиссер «Вестсайдской истории» (1961) и «Звуков музыки» (1965)), эпическое полотно о Гражданской войне в Китае, аллегорически отсылавшее зрителя к современным событиям Вьетнамской войны. Тяжелые съемки задерживались из-за непогоды и длительной болезни Маккуина, временами оказываясь под угрозой срыва. Жена Стива Маккуина Нил позднее рассказывала: «Еще несколько лет после этого тайваньского приключения мы со Стивом верили: чего бы мы ни натворили на этой земле, нам воздалось на тех съемках». После «Песчаной гальки» Маккуин не снимался в кино около года.

Снялся за возможность трахнуть Аниту Экберг: Анита Экберг (1931–2015) — шведская актриса, работавшая в американском и европейском кино, признанная секс-символом после роли Сильвии в «Сладкой жизни» (1960) Федерико Феллини. С 1960-х постоянно жила в Италии.

Когда в кадре я и Бронсон, я и Коберн, я и Микер, я и Вик Морроу: Чарльз Бронсон (1921–2003) — американский актер, звезда боевиков 1970-х, начинавший на телевидении. Джеймс Коберн (1928–2002) — американский актер, игравший крутых парней, вместе с Бронсоном сыгравший в «Большом побеге». Вик Морроу (1929–1982) — американский актер и режиссер, дебютировавший в «Школьных джунглях» с Гленном Фордом и прославившийся ролью в сериале «В бою» (1962–1967). Погиб в 1982 году на съемках фильма «Сумеречная зона» в результате крушения вертолета.

Но я и Чак Хестон? Это другое дело. Я и Ричард Уидмарк, я и Митчем, я и Хэнк Фонда: Чарлтон Хестон (1923–2008) — американский актер, исполнитель главной роли в эпиках «Бен-Гур» (1959), «Десять заповедей» (1956) и «Эль Сид» (1961), научно-фантастических фильмах «Планета обезьян» (1968) и «Зеленый сойлент» (1973). Ричард Уидмарк (1914–2008) — американский актер, начинавший с ролей антигероев и негодяев в нуар-фильмах. Позднее получал как главные, так и второстепенные положительные роли в вестернах и картинах других жанров. Роберт Митчем (1917–1997) — американский актер, звезда вестернов и нуаров. По мнению Тарантино, в 1970-е Митчем вошел в режим автопилота и во многих ролях «выглядел дуб дубом».

Том Лофлин, старый приятель Рика и друг Клиффа: Том Лофлин (1931–2013) — американский актер и режиссер. После умеренно успешной карьеры в Голливуде 1950-х ушел из кино и основал школу по методу Монтессори, однако в 1960-е вернулся с фильмом «Рожденные неприкаянными» о Билли Джеке, «герое войны, ненавидящем войну». Образ Билли Джека стал культовым и послужил отправной точкой для Клиффа Бута в фильме «Однажды… в Голливуде». Тарантино и Брэд Питт являются поклонниками фильма «Билли Джек».

Сыгранного старым приятелем Дэвида Кэрредайна Джеффом Купером: Двое снялись вместе в фильме о боевых искусствах «Молчаливая флейта» 1978 года по сюжету Брюса Ли, который изначально собирался сам сыграть в картине, но забросил замысел. Фильм был снят через несколько лет после смерти актера.

Дочитал рецензию Ричарда Шикеля на новый шведский фильм: Ричард Шикель (1933–2017) — американский критик и историк кино, более полувека писавший для журнала «Тайм». Также сотрудничал с «Лайф» и другими изданиями. В 1960-е Шикель был одним из самых влиятельных критиков страны. Он приветствовал приход на экраны авторского и независимого кино, а в 1994-м назвал «Криминальное чтиво» лучшей картиной года.

Посмотрев «Анатомию убийства» Отто Премингера: Юридическая драма 1959 года отличалась использованием аутентичной лексики криминалистов, из-за чего фильм сам стал предметом судебного разбирательства, а в изданиях того времени писали о беспрецедентных словах, звучавших с экрана.

Например в «Хаде», он все равно был обаятельным ублюдком: Вестерн «Хад» 1963 года преподносил своего героя как «человека с душой из колючей проволоки». Критик Полин Кейл назвала фильм «антивестерном», а поздние исследователи отнесли его к примерам ревизионистского вестерна, пересматривавшего идею главного героя в жанре. Несмотря на старания авторов, Хад Бэннон полюбился зрителям, в особенности молодым. Пол Ньюман сетовал, что в нем увидели лишь «героическую личность из вестерна».

Чтобы писать критику в «Филмс ин ревью»: То есть в официальный журнал Национального совета кинокритиков США. Изначально совет возник с целью регулирования кинопродукции: вплоть до 1950-х многие фильмы выходили с печатью одобрения совета, своего рода пропуском от цензоров. К середине XX века эта функция окончательно отошла к Американской ассоциации кинокомпаний. Печатная версия «Филмс ин ревью» просуществовала с 1950 по 1997 год, с тех пор журнал продолжает функционировать как интернет-издание.

После просмотра «Баллады о солдате»: Советский фильм Георгия Чухрая 1959 года. В 1960 году фильм был показан на многих международных фестивалях, в том числе в Каннах, Сан-Франциско, Лондоне и Милане.

После «Канала»: Польский фильм Анджея Вайды 1957 года о последних днях Варшавского восстания. Фильм, проникнутый чувством безысходности, вызвал неоднозначную реакцию советской критики, писавшей о «пораженчестве» героев. Удостоен специального приза жюри Каннского фестиваля.

А после «Моста» Бернхарда Викки: Западногерманский фильм австрийского режиссера Бернхарда Викки 1959 года о поздних днях Второй мировой войны, в котором группа немецких подростков оказывается вовлечена в оборону моста, поначалу не имеющего стратегического значения. В 1961 году вышел в американский прокат.

Теннесси Уильямс, Марлон Брандо, Элиа Казан, Актерская студия, «Театр 90»: Актерская студия — организация для актеров, театральных постановщиков и драматургов, основанная в 1947 году с целью обучения актерской игре по методу, выведенному из системы Станиславского. Ярким примером такой актерской работы является роль Марлона Брандо в киноверсии пьесы «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса режиссера Элиа Казана. «Театр 90» — драматическая антология телеканала NBC, выходившая с 1956 по 1960 год. «90» в названии относится к длительности эпизодов, что для того времени было непривычно: обыкновенно драмы шли не больше часа, и новый формат позволял глубже прорабатывать сюжеты. Среди постановщиков «Театра 90» было немало известных в дальнейшем режиссеров, среди которых Сидни Люмет, Джон Франкенхаймер, Франклин Дж. Шаффнер, Артур Пенн и Пол Уэндкос.

Сюзанной Йорк и Корэл Браун в «Убийстве сестры Джордж»: Американская черная комедия Роберта Олдрича 1968 года, подробно рассказывавшая о сексуальных отношениях между женщинами.

Сцена мастурбации Энн Хейвуд в «Лисе»: Канадская драма Марка Райделла 1967 года. В США фильм, содержавший обнаженные сцены и эпизод мастурбации, вышел на экране в начале 1968 года, в короткий промежуток между отменой действия кинопроизводственного «кодекса Хейса» и введением рейтинговой системы.

Возле камина во «Влюбленных женщинах»: Британская драма Кена Расселла 1969 года. По сюжету герои Рида и Бейтса испытывают разочарование в отношениях с женщинами. Как и «Лис», поставлена по мотивам произведения Д. Г. Лоуренса. Сцена борьбы считается одной из первых в мейнстримовом кино, показывающих полностью обнаженных мужчин.

Со времен «Зеленого Шершня»: Американский телесериал в жанре боевика, выходивший в 1966 и 1967 году. Рассказывает о богатом плейбое (Ван Уильямс), который ведет двойную жизнь и в костюме Зеленого Шершня очищает улицы от преступников при участии своего помощника Като в исполнении Брюса Ли, для которого это была первая роль в США (он также сыграл Като в телесериале «Бэтмен»). Производство шоу прекратили после 26 эпизодов.

Я вырос на Хопалонге Кэссиди и Хуте Гибсоне: Хопалонг Кэссиди — персонаж рассказов Кларенса Малфорда, придуманный в 1904 году, один из самых популярных вымышленных ковбоев. С 1935 года стал героем серии фильмов в исполнении Уильяма Бойда — за 14 лет было выпущено более шестидесяти фильмов. Из грубого и необщительного одиночки Хопалонг превратился в сдержанного и справедливого героя. Хут Гибсон (1892–1962) — ковбой, участник родео, актер и режиссер, в немую эпоху самый популярный исполнитель жанра вестерн после Тома Микса. По некоторым сведениям, небольшие роли в фильмах Гибсона исполнил Доминик Тарантино, дедушка Квентина.

этого макаронника Дина Мартина взяли в «Рио Браво». И это я еще молчу про сраного Фрэнки Авалона, умирающего во время битвы за гребаный Аламо: Дин Мартин (настоящее имя — Дино Крочетти, 1917–1995) — американский певец и актер. Родом из Италии. Фрэнки Авалон (настоящее имя — Фрэнсис Томас Аваллоне, р. 1940) —певец и актер итальянского происхождения, работал в Америке. Исполнил роль второго плана в вестерне «Аламо» Джона Уэйна 1960 года. В эти годы продюсеры пытались повысить привлекательность жанра среди молодежной публики, приглашая сниматься популярных певцов и подростковых кумиров.

Одному из приглашенных режиссеров, Вирджилу Фогелю: Вирджил Фогель (1919–1996) — американский режиссер кино и телевидения. Начинал свой путь в качестве монтажера («Печать зла» Орсона Уэллса), с середины 1950-х выступал в качестве постановщика. В 1987 году поставил вестерн «Изгнанник» по сценарию Элмора Леонарда, одного из любимых писателей Тарантино (см. «Джеки Браун»). В оригинале название этой картины совпадает с «Отчаянным» Роберта Родригеса («Desperado», 1995), в котором Тарантино играет эпизодическую роль.

Не считая Майка Николса, ни один молодой режиссер: Майк Николс (1931–2014) — американский режиссер театра и кино, комик и актер. После успешной карьеры в комедии и театре обратился к кино. Его дебют «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1966) заслужил сравнения с Орсоном Уэллсом. Следующий фильм, «Выпускник» (1967), стал главным хитом года в мировом прокате и «одним из самых обсуждаемых фильмов 1960-х» по мнению критика Полин Кейл. Начальные титры «Джеки Браун» Тарантино отсылают к титрам «Выпускника».

Аннетт Фуничелло и Фрэнки Авалон сыграли серфингистов в серии подростковых фильмов «Пляжные тусовщики»: Первоначально роль Авалона должен был исполнить певец Фабиан, не сыгравший в «Четырнадцати кулаках Маккласки» из-за травмы плеча, однако Фабиан был связан контрактом с другой студией.

Скверных копий «Психо» от студии «Хаммер»: Британская студия «Хаммер» занималась выпуском дешевых жанровых поделок. В 1950-е компания переключилась на массовое производство готических хорроров. После успеха хичкоковского «Психо» (1960) постановщики «Хаммер» принялись воспроизводить рецепт психологических триллеров с неожиданными сюжетными поворотами.

Триллер Полански в манере Бунюэля задел зрителей за живое: Луис Бунюэль (1900–1983) — испанский и мексиканский режиссер, ключевой представитель сюрреализма в кинематографе. По всей видимости, Тарантино проводит параллель между образом глаза в «Отвращении» и знаменитым кадром с глазом и бритвой в «Андалузском псе» Бунюэля.

Главный босс студии «Парамаунт» Роберт Эванс пригласил его поработать: Роберт Эванс (1930–2019) — американский продюсер и актер, в конце 1960-х возглавивший производство на студии «Парамаунт», испытывавшей трудные времена. Его подчас смелый выбор проектов принес компании коммерческий и критический успех: при Эвансе на экраны вышли «Ребенок Розмари», «История любви», «Крестный отец», «Серпико», «Китайский квартал» и другие хиты. Бурной карьере Эванса повредили проблемы с наркотиками и законом. В 1980-е он фактически отошел от дел. Эвансу удалось вернуться в кинопроизводство в начале 1990-х, однако его новые проекты уже не были столь успешны.

Его даже упоминают в песне из рок-мюзикла «Волосы»: В композиции «Manchester England» герой мюзикла, лидер «племени» хиппи Клод Хупер Буковски, мнит себя одновременно Феллини, Антониони и «своим земляком Полански».

Этому меня научил Эдди О’Брайен: Эдмонд О’Брайен (1915–1985) — американский актер и режиссер. Благодаря своей заурядной внешности играл негероических людей «скучных» профессий в нуар-фильмах и криминальных драмах. О своем положении в индустрии актер рассуждал: «Люди никогда не скажут: „Это роль для Эдди О’Брайена“. Они говорят: „Эту роль Эдди О’Брайен может сыграть“».

Шоу канала ABC The Hollywood Palace: Развлекательная передача с таким названием выходила по субботам.

Бастер Кули, старый приятель Клиффа: Персонаж с таким именем встречается в малоизвестном нуар-фильме «Розы алые» («Roses Are Read», 1947). Тарантино рассказывал о нем в подкасте The Pure Cinema Podcast.

Женщина типажа Марло Томас из шестидесятых: Марло Томас (р. 1937) — американская актриса и детская писательница, дочь комика и певца Дэнни Томаса. Звезда ситкома «Эта девушка» (1966–1971) о начинающей актрисе.

Идет пятничный сериал «Менникс»: Детективный сериал выходил на телеканале CBS с 1967 по 1975 год. В первом сезоне авторы сталкивали методы старомодного Менникса с современными технологиями сыска. Сериал не имел особого успеха, и во втором сезоне было решено отказаться от надуманного конфликта и превратить героя в крепкого частного детектива. Насилие в «Менниксе» стало предметом пародий: в течение сериала главный герой более 50 раз оказывался без сознания и получил 17 пулевых ранений.

Веснушчатая сиделка по прозвищу Пискля: Линетт «Пискля» Фромм (р. 1948) — член «Семьи» Мэнсона. Не принимала участия в преступлениях «Семьи», однако в 1975 году самостоятельно осуществила покушение на президента США Джеральда Форда. В том же году была осуждена на пожизненное заключение. Вышла из тюрьмы по УДО в 2009 году.

Клем, с отколотым передним зубом; Сэди; Фрогги; одна из самых юных членов «Семьи» Дебра Джо Хиллхаус (она же Киска): Стивен «Клем» Гроган (р. 1951) — убийца, член «Семьи» Мэнсона. Единственный из осужденных на пожизненное заключение членов «Семьи», кто был выпущен условно-досрочно (в 1985 году). Не участвовал в убийстве Шэрон Тейт. Сюзан «Сэди» Аткинс (1948–2009) — убийца, член секты Мэнсона, причастна к восьми из девяти убийств «Семьи», включая убийство Шэрон Тейт. По указанию Мэнсона написала слово «свинья» кровью актрисы. Была осуждена на пожизненное заключение, умерла в тюрьме. Фрогги и Киска — вымышленные персонажи.

Только изящная Лесли Ван Хаутен: Лесли Ван Хаутен (р. 1949) — убийца, член «Семьи» Мэнсона, осужденная на пожизненное заключение. Не принимала участие в убийстве Шэрон Тейт. Многократно подавала ходатайства об УДО.

Жил с самим олицетворением представлений о красоте эпохи шестидесятых — Кэндис Берген: Кэндис Берген (р. 1946) — американская актриса и модель. Незадолго до убийства Тейт Берген и Мелчер переехали в дом матери Мелчера в Малибу. По словам актрисы, Мэнсон пытался достать пару и там: кто-то из «Семьи» однажды похитил телескоп с балкона их дома. В недавнем интервью Берген высоко оценила достоверность фильма Тарантино.

Уродливые хипповатые шлюшки вроде Мэри Бруннер или Патти Кренвинкель: Мэри Бруннер (р. 1943) — член «Семьи» Мэнсона. Присутствовала при убийстве Гэри Хинмана. Была отпущена на свободу. В 1971 году арестована при попытке ограбления оружейного магазина вместе с другими членами «Семьи». Была приговорена к длительному тюремному сроку, однако в 1977 году вышла по УДО. О ее деятельности с тех пор ничего не известно. Патрисия Кренвинкель (р. 1947) — убийца, член «Семьи». Принимала участие в убийстве Шэрон Тейт. Приговорена к пожизненному лишению свободы. Более 10 раз подавала ходатайства об УДО.

Финальные титры сериала «Деревенщина из Беверли-Хиллз»: Ситком о внезапно разбогатевшей деревенской семье, перебравшейся в Беверли-Хиллз, выходил с 1962 по 1971 год на канале CBS. С 1963 по 1965 год небольшую роль в нем играла Шэрон Тейт — это ее первое заметное появление на экране.

Ковбой приглушил Мерла Хаггарда, поющего о пыли Туларе: Мерл Хаггард (1937–2016) — американский кантри-певец, прославившийся в 1960-е. На фоне антивоенного посыла многих рок-исполнителей его песни предлагали более консервативный взгляд на мир, а их лирическими героями становились представители рабочего класса. Песня «Пыль Туларе» вышла в 1971 году.

Аннетт Фуничелло и Фрэнки Авалон сыграли серфингистов в серии подростковых фильмов «Пляжные тусовщики»: Первоначально роль Авалона должен был исполнить певец Фабиан, не сыгравший в «Четырнадцати кулаках Маккласки» из-за травмы плеча, однако Фабиан был связан контрактом с другой студией.

Эйс Вуди передает привет: Эйс Вуди был придуман Тарантино для фильма «Джанго освобожденный», где должен был стать второстепенным антагонистом. В оригинальной версии сценария он отбирает и тренирует рабов для участия в боях мандинго. В финальной версии сценария от него решено было избавиться; его заменил Билли Крэш в исполнении Уолтона Гоггинса. Вуди появляется в комиксе по мотивам фильма.

В ритме музыки радио 93 KHJ: KHJ существует с 1922 года, буквы этой аббревиатуры принято понимать как “Kindness, Happiness, and Joy” («Доброта, счастье и радость»). В киноверсии «Однажды… в Голливуде» использованы архивные записи передач станции. Позывные радио KHJ приветствовали зрителей на премьере фильма в кинотеатре «Нью-Беверли Синема», принадлежащем Квентину Тарантино.

Рил Дон Стил постоянно напоминал слушателям, что «Тина Дельгадо жива!»: Существуют разные версии происхождения этой фразы. Согласно одной, источником стала статья в газете о девушке, которая шла по железной дороге в наушниках с радиоприемником и попала под поезд; стрелка на табло приемника застыла на станции, где в момент трагедии звучало шоу Дона Стила. Другая версия: в местной газете опубликовали новость о смерти Тины Дельгадо, а следом извинения, поскольку девушка оказалась жива. Дон Стил не подтвердил ни одно из этих предположений.

Вездесущего хита топ-40 «Mrs. Robinson» от группы Simon and Garfunkel: Песня впервые прозвучала в «Выпускнике» Майка Николса. Изначально называлась «Миссис Рузвельт», однако по настоянию режиссера ее героиней стала миссис Робинсон из фильма. «Мелодичное „ду-ду-ду“» также осталось в песне благодаря Николсу, поскольку исходно запев маскировал отсутствие написанных слов. Известно, что Пол Саймон поначалу негативно отнесся к идее писать песни для фильма. Агент, уговоривший музыканта на сотрудничество, работал в компании «Уильям Моррис» — по всей видимости, в нескольких дверях от Марвина Шварца.

Нового вестерна «Лансер» для CBS: Телесериал «Лансер» выходил на канале CBS с сентября 1968 по июнь 1970 года.

Какому-то типу по имени Джеймс Стейси: Джеймс Стейси (1936–2016) — американский актер 1960-х годов. В 1973 году Стейси попал в аварию, когда в его мотоцикл врезался нетрезвый водитель. В результате актеру ампутировали руку и ногу. Позднее он вернулся к ролям второго плана. В 1990-е Стейси несколько раз оказывался ответчиком по делам о растлении малолетних; по одному из них он получил шестилетний тюремный срок.

В проекте участвуют Эндрю Дагган, суровый актер с лошадиной мордой: Эндрю Дагган (1923–1988) — американский характерный актер, сыгравший более 180 ролей второго плана. В действительности именно он являлся главной звездой «Лансера».

А также Уэйн Мондер, еще недавно игравший в сериале о Кастере: Уэйн Мондер (1937–2018) — американский актер канадского происхождения, играл в сериалах в 1960-е и 1970-е годы, после чего прекратил актерскую карьеру. В его послужном списке также можно встретить две серии «ФБР», поставленные Вирджилом Фогелем. В фильме Тарантино его сыграл Люк Перри (1966–2019), для которого эта роль стала последней в полнометражном кино.

В сериале «Миссия: невыполнима» Брюса Геллера: Шпионский телесериал выходил с 1966 по 1973 год на канале CBS и послужил основой одноименной серии фильмов с Томом Крузом (включая знаменитую заглавную тему).

Францискус застрял на затянувшихся съемках «Под планетой обезьян»: Научно-фантастический фильм 1970 года, продолжение «Планеты обезьян» и второй из пяти фильмов оригинальной киносерии. Астронавт Брент, герой Францискуса, отправляется на поиски Тейлора, персонажа Чарлтона Хестона из первой части.

Все фильмы «Оакмонт Продакшнс» были на одно лицо: В общей сложности эта позабытая сегодня кинокомпания выпустила шесть фильмов, о которых и рассказывает Тарантино.

Снимая для студии «Мириш» третью часть «Великолепной семерки»: «Великолепная семерка» — американский вестерн Джона Стёрджеса 1960 года с Юлом Бриннером, Стивом Маккуином и Чарльзом Бронсоном, ремейк «Семи самураев» Акиры Куросавы. Ни один из трех сиквелов не повторил успеха первой части.

Роль предводителя команды Криса повторит Джордж Кеннеди: Джордж Кеннеди (1925–2016) — американский характерный актер, игравший в таких фильмах, как «Хладнокровный Люк», «Аэропорт» и «Грязная дюжина».

И предложили фильм Джорджу Пеппарду: Джордж Пеппард (1928–1994) — американский актер, наиболее известный по роли Пола Варжака в «Завтраке у Тиффани». Миловидного светловолосого Пеппарда отличали «нотки опасности и подлости». В 1980-е исполнил роль сурового полковника Джона «Ганнибала» Смита в культовом сериале «Команда „А“».

Вторую по значимости роль в команде — Джексона Харкнесса: В действительности эту роль исполнил Дон Гордон (1926–2017), друг Стива Маккуина, сыгравший с ним в трех фильмах.

Гостевую роль в своем сериале «Баначек»: Детективный сериал канала NBC, выходивший с 1972 по 1974 год. В центре повествования — польско-американский частный детектив Томас Баначек, сыпавший по ходу сериала различными псевдопольскими присказками. В 1974 году гостевую роль в сериале исполнил упомянутый выше Дон Гордон.

Фразой Джеки Глисона тех лет: «Понеслась!»: Джеки Глисон (1916–1987) — американский актер, комик, композитор и сценарист, одна из самых популярных и плодовитых фигур в шоу-бизнесе 1950-х и 1960-х годов. Его «Шоу Джеки Глисона» шло в разных форматах с 1952 по 1970 год, в нем и звучала коронная фраза ведущего.

Вы же любите завтракать в саду в компании призрака Джин Харлоу: Джин Харлоу (1911–1937) — американская актриса и секс-символ 1930-х годов, звезда фильмов Говарда Хьюза. В начале 1937 года у Харлоу были обнаружены серьезные проблемы с почками; в середине года они развились в уремию. Актриса умерла в возрасте 26 лет от отека мозга. Пол Берн (1889–1932) — американский сценарист и режиссер, второй муж Харлоу. Покончил с собой, оставив предсмертную записку. По одной из версий, Берн был застрелен бывшей женой, которая вскоре после этого свела счеты с жизнью.

Мишель Филлипс и Касс Эллиот были на вечеринке у Хью Хефнера в особняке «Плейбой»: Мишель Филлипс (р. 1944) и Касс Эллиот (1941–1974) — участницы группы The Mamas and the Papas. Особняк «Плейбой» в Калифорнии был куплен только в начале 1970-х годов.

Сворачиваете на бульвар Тайрона Пауэра: Тайрон Пауэр (1914–1958) — американский актер, исполнитель главной роли в «Знаке Зорро» (1940), звезда приключенческих фильмов студии «Двадцатый век Фокс».

Проедете мимо искусственного озера и съемочной площадки „Хэллоу, Долли!“: Музыкальный фильм Джина Келли 1969 года с Барброй Стрейзанд, Уолтером Маттау и Луи Армстронгом. Фильм вышел на волне успеха мюзиклов шестидесятых («Звуки музыки», «Оливер!»), однако не стал хитом кинопроката.

На авеню Линды Дарнелл — там не промахнетесь: Линда Дарнелл (1923–1965) — американская актриса, звезда приключенческих фильмов с участием Тайрона Пауэра. В возрасте 41 года скончалась от ожогов, полученных при пожаре. Ее последней работой стал фильм «Черные шпоры» Р. Г. Спрингстина.

Сбежал со съемочной площадки «Встреть меня в Сент-Луисе»: «Встретимся в Сент-Луисе» —мюзикл Винсента Миннелли 1944 года с Джуди Гарленд в главной роли, идиллический портрет американской семьи начала XX века. Снятый в «Техниколоре» фильм известен своим красочным цветовым решением.

Даррен Макгэвин и шагу бы не ступили без того: Даррен Макгэвин (1922–2006) — американский актер. В конце 1950-х играл детектива Майка Хэммера, роль которого на большом экране прежде исполнил Ральф Микер. Вместе с Бёртом Рейнолдсом играл в сериале «Речная лодка». Позднее стал высокооплачиваемой гостевой звездой, кочующей по телесериалам. Тарантино отмечал, что при работе над «Однажды… в Голливуде» отдельно выискивал эпизоды сериалов «Менникс» и «Миссия: Невыполнима» с его участием.

Хочешь обсудить тачдауны с Джимом Брауном: Джим Браун (р. 1936) — американский спортсмен и актер. Легенда американского футбола, после завершения карьеры нашел себя в кино, где преимущественно играл в боевиках и блэксплотейшнах.

Поверх прикида Уэнзди Аддамс на ней большая черная кожаная куртка, словно из «Дикаря»: Уэнзди Аддамс — 13-летняя героиня телесериала «Семейка Аддамс» (1964–1966). «Дикарь» — фильм Ласло Бенедека 1953 года с Марлоном Брандо о группе молодых байкеров.

Сэм Уонамейкер! — объявляет он: Сэм Уонамейкер (1919–1993) — американский актер и режиссер. С началом «охоты на ведьм» в США решил переехать в Великобританию, опасаясь попасть на родине в черные списки за свои коммунистические взгляды. Там он сделал успешную театральную карьеру, снискав себе славу «любимого американского актера и режиссера» Лондона. В 1970 году инициировал создание клона шекспировского театра «Глобус».

Студийные записи Вуди Гатри и Ледбелли: Вуди Гатри (1912–1967) — американский музыкант, икона фолк-движения. Хадди «Ледбелли» Ледбеттер (1888–1949) — американский фолк- и блюз-музыкант.

Не чтобы оказаться на обложке «Кроудэдди». Не чтобы его песня играла в фильме «Беспечный ездок»: «Кроудэдди» — американский журнал о рок-музыке, основанный в 1966 году. «Беспечный ездок» — культовый фильм Денниса Хоппера 1969 года, один из первых примеров кинематографа Нового Голливуда.

Разве что Кристофером Джонсом, Оливией Хасси, Салли Келлерман: Кристофер Джонс (1941–2014) — американский актер, в общей сложности сыгравший в десяти проектах. Ушел из кино в 1970 году на пике славы, сыграв крупную роль в фильме «Дочь Райана» Дэвида Лина. Квентин Тарантино предлагал Джонсу исполнить роль Зеда в «Криминальном чтиве» и даже прислал сценарий, однако Джонс отклонил предложение. Оливия Хасси (р. 1951) — английская актриса, наиболее известная ролью Джульетты в «Ромео и Джульетте» Франко Дзеффирелли 1968 года. Салли Келлерман (р. 1937) — американская актриса и певица, наиболее известная ролями в фильмах Роберта Олтмена («Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.», «Игрок», «Высокая мода»). Играла во многих популярных сериалах 1960-х годов — «Эта девушка», «Менникс», «Бонанца» и других.

В пилоте Калеб — главарь банды кровожадных скотокрадов: В действительности банду из пилотной серии возглавлял Дэй Парди в исполнении Джо Дона Бейкера (р. 1936). Внешний облик Парди, включая усы, положен в основу образа Калеба Декото, также Тарантино заимствовал для фильма некоторые мизансцены из оригинального эпизода.

Здесь уже веет «Бонанцой»: В популярном сериале NBC, выходившем с 1959 по 1973 год, у отца семейства Бена Картрайта было трое сыновей от разных матерей.

У него была меткость Энни Окли, скорость на расправу Тома Хорна, вздорный нрав Джона Уэсли Хардина и отсутствие всякого человеческого сострадания Уильяма Х. Бонни: Энни Окли (1860–1926) — американский стрелок, участница водевильного шоу «Дикий Запад Буффало Билла». Том Хорн (1860–1903) — американский ковбой, солдат, наемник и детектив агентства Пинкертона. Воевал с индейцами, убил более 15 человек в качестве наемного стрелка, свою жизнь окончил на виселице. Джон Уэсли Хардин (1853–1895) — американский преступник времен Дикого Запада, легендарный стрелок. Уильям Х. Бонни, более известный как Билли Кид (1859–1891), — американский преступник, в юном возрасте убивший восьмерых человек. Был пойман и впоследствии убит шерифом Пэтом Гарреттом.

«Высокий кустарник», но мрачнее и кровавее, циничнее: Сериал телеканала NBC, выходивший с 1967 по 1971 год. Действие происходит на ранчо «Большого Джона» Кэннона в 1870-е. По сюжету овдовевший владелец ранчо женится на молодой мексиканке.

Прежние денди вроде Бэта Мастерсона и Янси Дерринджера в сравнении с ним выглядят бродягами: Бэт Мастерсон (1853–1921) — американский «законник» и азартный игрок времен Дикого Запада и начала XX века, известный своим стремлением к безупречному внешнему виду. Герой одноименного сериала, выходившего на канале NBC с 1958 по 1961 год. Янси Дерринджер — вымышленный герой одноименного телесериала в жанре вестерн, выходившего на канале CBS в 1958 и 1959 году, охотник за приключениями, франт и азартный игрок.

На ранчо Баркли в «Большой долине»: В телесериале ABC, выходившем с 1965 по 1969 год, действие происходит на упомянутом ранчо через несколько лет после смерти главы семейства. «Большая долина» — один из сериалов того времени, вдохновивших Тарантино на «Омерзительную восьмерку».

На ранчо Шайло в «Виргинце»: Главный герой сериала в исполнении Джеймса Друри служит управляющим на ранчо местного судьи.

Майкл Лэндон, или Ли Мейджорс, или Даг Макклёр: Малыш Джо из «Бонанцы», Хит Баркли в «Большой долине» и Трампас в «Виргинце» соответственно.

И этот парень в витрине, в куртке с бахромой, — вылитый Майкл Саразин: Майкл Саразин (1940–2011) — канадский актер, прославившийся ролью в фильме «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сидни Поллака 1969 года. Свои первые роли исполнил в эпизоде «Виргинца» и череде полнометражных вестернов. На экране большеглазый Саразин представал чувственным бунтарем, непохожим на маскулинных героев жанра.

Мог бы сниматься и у Сэма Пекинпы: Имеется в виду ревизионистский вестерн Пекинпы «Дикая банда», вышедший летом 1969 года, то есть несколько месяцев спустя. Предыдущий вестерн того же режиссера, «Майор Данди» с Чарлтоном Хестоном, был выполнен в более традиционной манере.

В стервозном стиле карликовой Бетт Дэвис: Бетт Дэвис (1908–1989) — американская актриса, звезда фильмов «Всё о Еве», «Иезавель», «Маленькие лисички», «Что случилось с Бэби Джейн?» и многих других. Часто играла отрицательных, вызывающих антипатию героинь, — от подобных ролей отказывались многие актрисы. Обладательница рекордных на момент повествования одиннадцати номинаций на «Оскар».

Наблюдал, как закуривает Майкл Паркс: Майкл Паркс (1940–2017) — американский актер, работавший с 1960-х годов. После относительного успеха был, по собственным словам, внесен в неофициальные черные списки в Голливуде из-за своего нрава, и с 1970-х играл в фильмах небольших студий. В 1995 году получил роль в хоррор-боевике «От заката до рассвета» Роберта Родригеса по сценарию Квентина Тарантино. Позднее играл в фильмах Тарантино «Убить Билла», «Доказательство смерти» и «Джанго освобожденный». Режиссер называл его «лучшим из ныне живущих актеров».

Играл скучная звезда пятидесятых Фрэнк Лавджой: Фрэнк Лавджой (1912–1962) — американский актер, работавший в различных жанрах. Обладая заурядной внешностью, Лавджой, подобно Эдмонду О’Брайену, нередко исполнял роли простых людей в необычных обстоятельствах.

Написал ее Марвин Х. Альберт — он же написал неплохую книжку про войны с апачами: Марвин Х. Альберт (1924–1996) — американский автор книг в жанрах вестерн, детектив и приключения.

Довольно посредственное кино с Джеймсом Гарнером и Сидни Пуатье, «Дуэль в Диабло»: Вестерн 1966 года, один из любимых фильмов Мартина Скорсезе.

С поганым лысым нацистом Отто Преминджером в фильме «Поторопи закат»: Отто Преминджер (1905–1986) — американский режиссер австро-венгерского происхождения, автор череды знаменательных фильмов нуар и других жанровых работ, известный постоянным сопротивлением голливудской цензуре. Съемки фильма 1965 года были трудными по ряду причин: тема межрасовых отношений в картине вызывала неодобрение местных жителей; оператор Лойал Григгз получил травму и был заменен Милтоном Краснером; наконец, сам Отто Преминджер деспотично вел себя на площадке, помногу ругаясь с актерами и членами съемочной группы. Некоторые детали этих съемок позднее рассказывал Майкл Кейн, исполнитель главной роли.

Отправив прямиком в грязь Миссисипи: На самом деле съемки фильма проходили в соседнем штате Луизиана.

Во время съемок «Ста винтовок» в Альмерии в Испании: Вестерн Тома Грайза 1969 года с Джимом Брауном, Рэкел Уэлч и Бёртом Рейнольдсом. Продюсер картины — Марвин Шв*о*рц.

Когда-либо побеждавшего Джима Брауна в драке: На протяжении всей жизни Браун не раз обвинялся в насилии по отношению к женщинам и мужчинам. Известна история, когда Браун вздумал организовать боксерский поединок со своим другом Мухаммедом Али, но тот быстро и эффективно отвадил его от затеи.

Род Тейлор в Кении на площадке «Темноты солнца»: Военный боевик Джека Кардиффа 1968 года с участием Джима Брауна. Род Тейлор (1930–2015) — австралийский актер, известный по фильмам «Машина времени» (1960), «Птицы» (1963) и «Забриски Пойнт» (1970). В 2000-х Тейлор завершил карьеру, однако Квентин Тарантино убедил его сыграть Уинстона Черчилля в «Бесславных ублюдках» — эта роль стала последней для актера. Во время их телефонного разговора Тейлор предложил Тарантино отдать эту роль Альберту Финни, легенде британского кино, на что режиссер ответил: «Если мне откажет Род Тейлор, вот тогда я позову Альберта Финни».

И Стерлинг Силлифант брали уроки у Брюса: Стерлинг Силлифант (1918–1996) — американский сценарист, наиболее известный по фильму «Полуночная жара» с Сидни Пуатье и Родом Стайгером.

Учил боксу Джеймса Гарнера, Тома Смазерса и Билла Косби: Джеймс Гарнер (1928–2014) — американский актер, звезда многих фильмов, включая «Большой побег», а также сериалов «Мэверик» (вестерн, 1957–1962) и «Досье детектива Рокфорда» (детектив, 1974–1980). Том Смазерс (р. 1937) — американский комик и композитор, половина дуэта Братья Смазерс. Билл Косби (р. 1937) — американский комик, актер и телеведущий, чье «Шоу Билла Косби» стало первым случаем, когда черный американец получил названный в его честь телевизионный проект.

Позже, на площадке «Выход дракона», когда об этом спросил Джон Сэксон: Джон Сэксон (1936–2020) — американский актер, исполнивший роль Ропера в фильме «Выход дракона». Сэксон занимался боевыми искусствами с конца 1950-х, обладал черным поясом по дзюдо и карате. Несмотря на кассовый успех картины, Сэксон был разочарован опытом съемок в фильме о боевых искусствах. В 1996 году он сыграл в фильме «От заката до рассвета», а в 2005-м исполнил гостевую роль в эпизоде сериала «CSI: Место преступления», поставленном Квентином Тарантино.

Позже, в 1978 году, здесь откроют кинотеатр «Нью Беверли Синема»: С 2007 года принадлежит Квентину Тарантино. Кинотеатр специализируется на ретроспективных пленочных показах жанрового кино.

Два фильма Кэрролл Бейкер: Кэрролл Бейкер (р. 1931) — американская актриса. Обучалась в Актерской студии у Ли Страсберга, заявила о себе в 1950-е. В 1960-е Бейкер стала секс-символом и сыграла в биографической картине «Харлоу» (1965), после провала которой рассорилась со студией Paramount, по словам Роджера Эберта, оказалась в «черных списках» и перебралась в Европу, где стала играть в откровенных фильмах джалло.

Плакат фильма «Джоанна» от друга Романа Майкла Сарна: Британская комедийная драма 1968 года о провинциалке в свингующем Лондоне 1960-х. Майкл Сарн (р. 1940) начинал карьеру в шоу-бизнесе в качестве певца, играл на британском телевидении. «Джоанна» стала его дебютом. Фильм попал в программу Каннского фестиваля 1968 года, который был сорван в связи с майскими событиями во Франции. В Великобритании картина стала провалом, однако в США имела умеренный успех, убедивший американских продюсеров доверить Сарну экранизацию «Майры Брекинридж» Гора Видала, — романа, который читает Шэрон Тейт. Фильм оказался провалом.

Это же девушка из «Долины кукол»: Американская драма Марка Робсона 1967 года о судьбе трех молодых девушек, которые употребляют «кукол», — депрессанты на основе барбитуратов.

Что-нибудь вроде «Великолепия в траве»: Драма Элиа Казана 1961 года о влюбленной юной паре в пуританском Канзасе.

На роль Фрейи подумывали взять Кэрол Бернетт: Имеется в виду, что первоначально образ Фрейи не был столь сексуализирован. Кэрол Бернетт (р. 1933) — американская комедиантка, певица и актриса. С 1967 года у нее выходило собственное «Шоу Кэрол Бернетт» на канале CBS — первая подобная передача с женщиной-ведущей.

Вычурная проза школы Мориса Эванса: Морис Эванс (1901–1989) — английский актер, в 1950-е сыграл в шести американских телевизионных адаптациях Шекспира. Не только Сэм Уонамейкер был недоволен игрой Эванса. Орсон Уэллс считал его «скверным актером». Помимо того Эванс исполнил роль второго плана в «Ребенке Розмари», а также снялся в двух частях «Планеты обезьян».

Один из приятелей Рикки Нельсона в «Приключениях Оззи и Харриет»: Ситком, выходивший с 1952 по 1966 год на канале ABC. Героями сериала была реальная семья Нельсонов: отец Оззи, мать Харриет, сыновья Дэвид и Рикки. Ситком сделал Рикки Нельсона (1940–1985) подростковым кумиром и помог запустить его музыкальную карьеру: так, Оззи Нельсон специально вписывал в серии эпизоды, где сын должен был петь и играть.

Позже он с Уильямом Уэллманом — младшим: Уильям Уэллман — младший (р. 1937) — американский актер, играл в «Рожденных неприкаянными» Тома Лофлина. В 1960-е часто снимался в фильмах о вечеринках.

С главной кошечкой шестидесятых Беверли Адамс (которая позже выйдет за Видала Сассуна): Беверли Адамс (р. 1940) — американская актриса, в конце 1960-х оставившая карьеру ради детей. Вышла замуж за британского парикмахера и предпринимателя Сассуна в 1967 году.

Первых появлений Рэкел Уэлч, укравшей всю славу: Рэкел Уэлч (р. 1940) — американская актриса, модель и певица, прославившаяся благодаря роли в фильме «Миллион лет до нашей эры» 1966 года. Образ доисторической женщины в меховом бикини превратил Уэлч в секс-символ эпохи.

Актрис шестидесятых — Конни Стивенс; брак продержался четыре года: Конни Стивенс (р. 1938) — американская актриса, певица и режиссер, преимущественно игравшая в комедиях.

В сетке CBS был «Дымок из ствола»: Популярный драматический вестерн выходил в двух форматах: с 1952 по 1961 год на радио и с 1955 по 1975 год на канале CBS, став в определенный момент самым долгим драматическим сериалом в истории американского ТВ. Первоначальная идея «Дымка» была описана председателем телесети как «Филип Марлоу на Диком Западе»: авторы попытались перенести интонации круто сваренного детектива в жанр вестерна.

Джеймс Арнесс старался появляться в сериале как можно меньше: Джеймс Арнесс (1923–2011) — американский актер, на протяжении пяти десятилетий игравший маршала Мэтта Диллона, героя «Дымка из ствола», или возвращавшийся к его образу.

Здесь веет «Случаем в Окс-Боу»: Классический вестерн Уильяма Уэллмана — старшего 1943 года с Генри Фондой о суде Линча в небольшом городке штата Невада.

Молодой девушки из Додж-сити в исполнении Ким Дарби: Ким Дарби (р. 1947) — американская актриса, наиболее известная по роли в вестерне «Настоящее мужество» с Джоном Уэйном 1969 года, где в 21 год сыграла 14-летнюю Мэтти Росс.

На скорости сто двадцать кадров в секунду: Сэм Пекинпа одним из первых в Голливуде начал использовать ускоренную съемку (дающую эффект замедления); прием, который чуть ранее использовал Артур Пенн в финале фильма «Бонни и Клайд». Финальная перестрелка в «Дикой банде», прозванная цензорами «кровавой баней», использовала монтаж кадров, снятых с нормальной скоростью, и натуралистичных, снятых в замедлении кадров с фонтанами крови.

Затмевала обыкновенную жестокость в стиле Дона Сигела: Дон Сигел (1912–1991) — американский режиссер и продюсер, мастер крепко сбитых фильмов с обилием действия. Вскоре после выхода «Дикой банды» Сигел ответит на него триллером «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом (1971).

Брюсом Дерном в роли своего подручного Боба «Бизнесмена» Гилберта: Брюс Дерн (р. 1936) — американский актер, чаще всего исполнявший роли отрицательных персонажей. Играл в фильмах Тарантино «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка» и «Однажды… в Голливуде» (где заменил Бёрта Рейнольдса). В фильме роль Боба Гилберта исполняет Скут МакНэри.

Гэри Конуэй в «Земле гигантов» — приветствовал: Гэри Конуэй (р. 1936) — американский актер, игравший в детективном сериале «Правосудие Берка» (1963–1966) и позднее в «Земле гигантов», фантастическом сериале канала ABC (1968–1970). В 1980-е сочинил сюжет фильма «Американский ниндзя 2: Схватка» (1987), а следом — сценарий продолжения «Американский ниндзя 3: Кровавая охота».

Которая отошла Казу Гарасу: Каз Гарас (р. 1940) — литовско-американский актер, снимался в эпизодах таких сериалов, как «Виргинец» и «Дымок из ствола», в 1969 году получил заметную роль в криминальном телесериале «Странный отчет» (продлился один сезон). Позднее часто играл шерифов в малобюджетных фильмах.

Сходил бы, наверное, на «Полярную станцию „Зебра“»: Триллер Джона Стёрджеса об советско-американском противостоянии в Арктике 1968 года с Роком Хадсоном, Эрнестом Боргнайном и Джимом Брауном.

Среднее между Иисусом Христом и Арло Гатри: Арло Гатри (р. 1947) — американский фолк-музыкант, сын Вуди Гатри, в молодости обладавший мальчишеским лицом и пышной темной шевелюрой.

У них закончился Энгельберт Хампердинк: Энгельберт Хампердинк (р. 1936) — британский эстрадный певец, настоящее имя — Арнольд Дорси, а запоминающийся и труднопроизносимый псевдоним был взят его менеджером у немецкого композитора XIX и начала XX века. Прославился сентиментальным исполнением поп-композиций с богатыми оркестровками.

И герою Второй мировой Невиллу Брэнду: Невилл Брэнд (1920–1992) — американский актер, игравший в картинах «Лагерь для военнопленных № 17», «Бунт в тюремном блоке № 11» и многочисленных вестернах. Во время войны участвовал в боях в Арденнах и Рейнской области, был ранен. Награжден Серебряной медалью и «Пурпурным сердцем».

В контракте звезды Джорджа К. Скотта был пункт: Джордж К. Скотт (1927–1999) — американский актер и режиссер, работавший со Стэнли Кубриком, Отто Преминджером, Майком Николсом, первый в истории премии «Оскар» исполнитель, отказавшийся от награды: Скотт считал, что актерские работы невозможно сравнивать между собой и выделять лучшую.

Пока в семидесятые Альдо Рэй не опустился окончательно: Альдо Рэй (1926–1991) — американский актер, приглашавшийся на роли крутых парней. В поздние годы преимущественно снимался в низкобюджетном кино. Квентин Тарантино отмечал, что Рэй идеально подошел бы на роль Бутча из «Криминального чтива», и частично образ Брюса Уиллиса был списан с актера. В «Бесславных ублюдках» имя персонажа Брэда Питта — Альдо Рейн — также является отсылкой к актеру.

Одна — Джипси: в свои тридцать четыре она намного старше всех женщин в «Семье»: На самом деле Кэтрин Шер (р. 1942) в 1969 году была моложе. Не принимала участие в убийствах, совершенных «Семьей», однако отсидела пятилетний срок за попытку ограбления оружейного магазина вместе с другими членами секты. После выхода из тюрьмы пересмотрела свой опыт жизни с Мэнсоном, с тех пор публично выступает против культов.

Эксплотейшены Эла Адамсона категории Z: Эл Адамсон (1929–1995) — американский актер, режиссер малобюджетных жанровых фильмов, которые позднее приобретали культовый статус. Тарантино писал: «В перечне невероятных вещей, которым никогда не бывать, наверху был бы пункт «режиссер фильмов категории Z Эл Адамсон снял пригодный к просмотру фильм».

Парочка настоящих статуй ковбоев и индейцев от Джорджа Монтгомери: Джордж Монтгомери (1916–2000) — американский каскадер, режиссер и актер вестернов, также занимавшийся живописью и скульптурой. Изготовил бронзовые фигуры Клинта Иствуда, Джона Уэйна и Рональда Рейгана.

Змея, младшая из девочек «Семьи», шлепается с дивана на пол: Дайан Лейк (р. 1953) — член «Семьи» Мэнсона, не принимала участия в убийствах, давала показания на судах над сектой.

«Текс» Уотсон подъезжает на коне вместе с Лулу: Чарльз «Текс» Уотсон (р. 1945) — убийца, член «Семьи» Мэнсона, отбывающий пожизненный срок за убийства, совершенные в составе секты. 18 раз подавал ходатайства об УДО. В октябре 2021 года отказ в УДО Уотсону был продлен на следующие пять лет. «Лулу» — прозвище Лесли Ван Хаутен в «Семье».

Окно в кафе «Рок-Сити»: Одна из декораций на ранчо Спана.

И Фред Олен Рэй (не родственник): Фред Олен Рэй (р. 1954) — сценарист и постановщик десятков низкобюджетных жанровых фильмов. В середине 1980-х одолжил свою 16-миллиметровую камеру 21-летнему Квентину Тарантино, который снимал любительский фильм «День рождения моего лучшего друга».

В порнофильме еще снимется Кэмерон Митчелл: Кэмерон Митчелл (1918–1994) — американский актер. Начинал на Бродвее, в 1950-е играл в кино с Брандо, Гэри Купером и Джеймсом Кэгни. Был одним из ведущих актеров в сериале «Высокий кустарник». Позднее перешел к съемкам в телепроектах и эксплотейшнах. Несколько раз объявлял себя банкротом.

Никогда не встречался с Хэнком Фондой: То есть Генри Фондой.

Гребаная Кейт Хепберн не станет кричать, на хуй, «стоп»: Кэтрин Хепбёрн (1907–2003) — легендарная американская актриса, обладательница четырех премий «Оскар».

Клифф, когда тебе выдают карточку SAG: Гильдия киноактеров США.

Как бы подружки Тимоти Хаттона в «Обыкновенных людях»: Эту роль исполнила Элизабет Макговерн (р. 1961).

За роль сестры Агнессы в «Агнце божьем»: Эту роль исполнила Мег Тилли (р. 1960).

Написанного сценаристом Джоном Сэйлзом: Тарантино называл эту работу «лучшим сценарием, когда-либо написанным для эксплотейшна».

Уоррен Вэндерс с «Пабст Блю Риббон» в руке: Уоррен Вэндерс (1930–2009) — американский актер, преимущественно снимался в телевизионных проектах, например в эпизоде «Бонанцы», поставленном Диким Биллом Уитни. Тарантино назвал его именем эпизодического персонажа из «Омерзительной восьмерки». Актер Брюс Дерн рассказывал: «В фильме возникают имена, например Уоррен Вэндерс, парень, которого охотник за головами в исполнении Сэма Джексона убил в фильме. А я сыграл в пяти эпизодах „Большой долины“ с Уорреном Вэндерсом и в парочке серий „Дымка из ствола“».

Пианист Курт Заступил: Отчим Квентина Тарантино.

Повторяют аранжировку Дженис Джоплин: Песня «Me and Bobby McGee» была написана исполнителем фолка и кантри Крисом Кристофферсоном. Дженис Джоплин, в одно время девушка Кристофферсона, записала композицию за несколько дней до своей смерти. Вышедший посмертно сингл возглавил американские чарты.

И «Стрелок» — мои самые любимые сериалы: Телесериал в жанре вестерн, выходивший на канале ABC с 1958 по 1963 год.

Генри Хэтэуэй — вот кто штопаный гондон: Генри Хэтэуэй (1898–1985) — американский режиссер, один из самых маститых постановщиков классического Голливуда.

Надрал задницу в «Монро» этот клоп Майкл Андерсон — младший: Сериал канала ABC в жанре вестерн о пятерых юных сиротах, выживающих в Вайоминге. Выходил в 1966 и 1967 годах. Майкл Андерсон — младший (р. 1943) играл старшего брата Клэя. Сын режиссера Майкла Андерсона, сыграл в его картине «Бегство Логана».

Это Роберт Батлер: Роберт Батлер (р. 1927) — американский телережиссер, ветеран индустрии, снимавший пилотные выпуски сериалов «Звездный путь», «Бэтмен», «Шэйн», ставил эпизоды таких шоу, как «Дымок из ствола», «Миссия: Невыполнима», снимал также и полнометражные фильмы.

Дик Сарафьян написал сценарий полнометражки: Ричард Сарафьян (1930–2013) — американский режиссер, наиболее известная работа — культовый фильм-погоня «Исчезающая точка». В титрах «Доказательства смерти» Тарантино благодарит Сарафьяна.

Перепало с Ивонн Де Карло и Фейт Домерг: Ивонн Де Карло (1922–2007) — канадско-американская актриса и певица, звезда 1940-х и 1950-х, позднее больше снимавшаяся на ТВ. Фейт Домерг (1924 или 1925–1999) — американская актриса, после череды фильмов нуар и вестернов 1950-х прославилась ролями в научной фантастике и хоррорах и стала одной из первых «королев крика».

Подумывал взять Чезаре Данову на роль Бен-Гура: Чезаре Данова (1926–1992) — американский актер итальянского происхождения. Пробовался на роль Бен-Гура, позднее сыграл в другом классическом пеплуме, «Клеопатре» 1963 года.

Ее получит Джордж Махарис: Джордж Махарис (р. 1928) — американский актер и певец, звезда криминального сериала «Шоссе 66» (1960–1964) канала CBS. Из всех упомянутых Джорджей именно с Махарисом Тарантино сравнивал самого Рика Далтона.

Роль предложат Джорджу Чакирису: Джордж Чакирис (р. 1934) — американский актер, наиболее известный по роли Бернардо в мюзикле «Вестсайдская история» 1961 года, за которую получил премию «Оскар».

А два ебаных Боба. Редфорд и Калп: Роберт Редфорд (р. 1936) — американский актер и режиссер, звезда фильмов «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Вся президентская рать», «Из Африки», обладатель двух премий «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру, сооснователь фестиваля «Сандэнс». Роберт Калп (р. 1930–2010) — американский актер и режиссер, звезда сериала «Я — шпион» (1965–1968), преимущественно работал на телевидении.

Рекламируют «Одиноких ковбоев» Энди Уорхола: Показ этого сатирического вестерна Уорхола в августе 1969 года стал предметом скандала. В Атланте, штат Джорджия, сеанс фильма был прерван рейдом полиции, направленным на представителей местного ЛГБТ-сообщества. Это событие стало поворотным для сообщества, привело к созданию Фронта освобождения геев в штате и дальнейшей борьбе за репрезентацию.

 

Автор примечаний — кинокритик Никита Смирнов, редактор книги «Однажды в Голливуде»


Возврат к списку